Недавно вступили в силу поправки в Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» в связи с ратификацией Международной конвенции о правах инвалидов. Еще часть поправок вступит в силу с 1 июля 2016 г. Организации должны обеспечить инвалидам возможность приобретать товары и услуги, беспрепятственно пользоваться транспортом, спортивными и культурными объектами. О том, что необходимо сделать, чтобы выполнить эти требования, рассказывает заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов.
Олег Викторович, зачем после ратификации Конвенции о правах инвалидов потребовалось принимать отдельный Закон? Ведь уже несколько лет в нашей стране действует программа «Доступная среда».
О.В. Рысев: Национальное законодательство и подзаконные акты конкретизируют нормы Международной конвенции, хотя ее можно применять и напрямую. А госпрограмма «Доступная среда» определяет размер и порядок расходования бюджетных средств на финансирование конкретных мер по улучшению жизни инвалидов. Она действует с 2011 г. и продлена до 2020 г.
Цель и госпрограммы, и Конвенции, и Закона о социальной защите инвалидов в новой редакции — вывести жизнь людей с инвалидностью на качественно новый уровень, чтобы она как можно меньше отличалась от жизни других людей.
Согласно Конвенции не должно быть никакой дискриминации по признаку инвалидности. Прежде всего инвалиды должны иметь возможность наравне со всеми остальными гражданами пользоваться объектами связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. А эта возможность предполагает в числе прочего и право выбора из многих вариантов магазинов, парикмахерских, спортивных, косметических центров и так далее, а не из какого-то ограниченного количества специально оборудованных.
Часть поправок вступает в силу с 1 июля. Что должно быть сделано к этой дате?
О.В. Рысев: С 1 июля пассажиры c инвалидностью должны иметь возможность пользоваться всеми видами транспорта. С этой даты вступают в силу изменения в Устав железнодорожного транспорта, Кодекс внутреннего водного транспорта, в Устав автомобильного транспорта. Для пассажиров воздушного транспорта подобные нормы уже действуют. Кроме того, ОАО «РЖД» приняло стандарт обслуживания пассажиров с инвалидностью.
Должны ли что-то сделать другие организации, например магазины? Надо ли им специально переоборудовать свои здания?
О.В. Рысев: При проектировании и строительстве новых зданий требования доступности для маломобильных групп населения надо соблюдать уже сейчас.
А с 1 июля требования доступности будут обязательны не только для новых зданий, но и для зданий, реконструкция или модернизация которых будет завершаться после этой даты.
Есть ли какие-то конкретные нормативы?
О.В. Рысев: Общие требования к зданиям и помещениям установлены Законом о социальной защите инвалидов и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений. А более конкретно они прописаны в Своде правил. В частности, регламентирован размер дверей, уклон пандуса, расстояние между его поручнями, размер лифта.
Предусмотрены ли особые правила для объектов культурного наследия?
О.В. Рысев: Требование доступности культурных объектов для инвалидов уже действует. Инвалидам должна быть обеспечена возможность самостоятельно передвигаться по такому объекту, в том числе с помощью кресел-колясок и подъемников, знакомиться с надписями, знаками и иной информацией.
Очень интересно подобный вопрос решили, например, в Германии при реконструкции Рейхстага: обнесли здание новым стеклянным куполом с обзорными галереями. Это, кстати, удобно для всех посетителей, а не только для инвалидов.
Если же, к примеру, обычный магазин расположен в здании, которое не удается переоборудовать, например из-за того, что это нарушило бы его исторический облик объекта культурного наследия или просто технически невозможно, надо найти какой-то иной вариант обслуживания покупателей с инвалидностью. Например, поставить кнопку вызова дежурного сотрудника, чтобы он мог выйти, принять заказ, вынести и помочь оплатить покупки. Или организовать дистанционное обслуживание покупателей. Конкретный способ обеспечения доступности услуг надо согласовать с общественным объединением инвалидов. Но замечу — это крайняя мера, которая применяется в случае реальной невозможности адаптировать объект.
Обязана ли будет каждая организации, оказывающая услуги населению, с 1 июля иметь в штате сурдопереводчика, а всю письменную информацию дублировать шрифтом Брайля?
О.В. Рысев: Необходимая для получения услуги звуковая и письменная информация должна дублироваться, в том числе и шрифтом Брайля. Но, скажем, меню в ресторане, я думаю, не обязательно печатать еще и шрифтом Брайля. Официант вполне может зачитать меню незрячему клиенту вслух.
Кстати, шрифтом Брайля владеют далеко не все незрячие люди. Поэтому более удобными для людей с нарушениями зрения могут быть «говорящие» лифты, просто таблички с выпуклыми буквами, а не таблички с точками Брайля.
Самое главное — чтобы сотрудники организации помогли инвалиду пользоваться услугами наравне с другими людьми. Если потребуется — сопровождали бы его, предоставляли бы ему информацию о товарах и услугах удобным для него способом.
Организация обязана обеспечить доступ сурдопереводчика, если он сопровождает человека с нарушением слуха. Но вводить должность собственного профессионального сурдопереводчика, я думаю, не обязательно. Достаточно иметь сотрудников, владеющих навыками коммуникации и помощи людям с инвалидностью. Чтобы они могли, например, объясниться с клиентом письменно или жестами.
Если инвалида по зрению сопровождает специально обученная собака-проводник (и это подтверждено документом), ее надо допустить вместе с ним, например, в помещение магазина.
Обязаны ли выполнять требования доступности субъекты малого бизнеса?
О.В. Рысев: Конечно, эти требования обязательны для всех, никаких исключений нет. Тем более что кафе или парикмахерская могут быть единственными в округе.
Предусмотрен ли штраф за несоблюдение требований доступности?
О.В. Рысев: Административный штраф за уклонение от исполнения требований доступности — от 20 до 30 тыс. руб. для организаций и от 2 до 3 тыс. руб. для должностных лиц.
Составляют протоколы о нарушениях органы соцзащиты, а рассматривают дела и привлекают к ответственности судьи.
На мой взгляд, это не самая эффективная госструктура для решения подобных вопросов. Органы соцзащиты должны заниматься практической помощью инвалидам, а не измерением наклона пандусов и ширины дверей в магазинах и аптеках.
Предусмотрены ли для предпринимателей и организаций льготы или дотации из бюджета на переоборудование объектов для нужд инвалидов?
О.В. Рысев: В настоящее время федеральные бюджетные средства поступают в субъекты Российской Федерации в рамках государственной программы «Доступная среда» только региональным органам власти.
Можно ли по крайней мере включить затраты на переоборудование помещения, установку специальных средств, на оплату труда сурдопереводчиков в расходы, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль?
О.В. Рысев: Полагаю, да. Хотя отдельной позиции для таких расходов в Налоговом кодексе не предусмотрено, эти расходы необходимы в силу требований Конвенции о правах инвалидов и Закона о социальной защите инвалидов, а значит, обоснованны.
Допустим, организация переоборудовала помещение своего магазина, чтобы оно было удобным для инвалидов. Как она может получить подтверждение, что теперь все соответствует нормам?
О.В. Рысев: К сожалению, очень часто организации нарушают установленные нормы, потому что просто их не знают. Например, делают ступени без перил, повсеместно используют скользкую плитку, которая очень травмоопасна, и не только для инвалидов.
Всероссийское общество инвалидов создало и зарегистрировало в Госстандарте в 2013 г. систему добровольной сертификации «Мир, доступный для всех». Мы специально готовим для этой системы квалифицированных экспертов.
Организации, прошедшие экспертизу, получают сертификационные знаки, подтверждающие, что их помещения действительно правильно оборудованы и доступны для людей с инвалидностью.
Сертификация проводится бесплатно или за деньги?
О.В. Рысев: Это работа, а следовательно, она проводится возмездно, за деньги. За эту работу эксперт несет ответственность перед заказчиком и, конечно, перед законом.
Для автомашин инвалидов предусмотрены специальные парковочные места. Как подтверждается право пользования таким парковочным местом?
О.В. Рысев: Водитель должен иметь документ, подтверждающий инвалидность. Это пенсионное удостоверение, где отмечено, что ему назначена пенсия по инвалидности, или справка МСЭК (медико-социальной экспертизы) о наличии группы инвалидности.
К сожалению, пока в законе не определено, при каком виде инвалидности человек получает право пользоваться таким местом. И на практике их могут занимать инвалиды с астмой и иными заболеваниями внутренних органов, хотя им специализированное парковочное место фактически не требуется.
На лобовом стекле автомобиля должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид».
Может ли воспользоваться таким специальным парковочным местом инвалид, проживающий в другом регионе, или человек, временно испытывающий трудности при передвижении, например из-за травмы?
О.В. Рысев: При временном нарушении здоровья из-за травмы права на специальное парковочное место не возникает, инвалидность должна быть официально оформлена.
Во многих городах, например в Москве, ведутся собственные реестры инвалидов и родителей детей-инвалидов, имеющих право пользоваться специальными парковочными местами. Это связано с общим дефицитом парковочных мест в городе. Получается, что инвалиды, приехавшие в Москву из других регионов, не занесенные в городской реестр и не имеющие парковочных разрешений, специальными парковочными местами пользоваться не могут. Это, с одной стороны, помогает бороться со злоупотреблениями людей, спекулирующих на инвалидности, но с другой — нарушает конституционные права инвалидов, не проживающих в этом регионе.
Источник: http://glavkniga.ru/news/4380 |